воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Партизанский рейд, или о том, как не пришлось искать избушку

Главное – это чтобы был локомотив. И такой нашёлся, даже два. Серёга Оводов - номер один, уж больно хотелось поскорей опробовать новый инвентарь. Гриша - номер два, он всегда за подобный кипиш. А наше дело с Сезамом – присоединиться. Ввиду обильных снегопадов, маршрут составился не сразу. Была вероятность непрокатанных лыжней, к тому же, Грише ещё не забылся прошлый вылаз на поиск избушки на Уреньге по полено в снегу. Поэтому, лучше перебдить. Итак, на маршруте Миасс – Северные Печи – Крутой Ключ – Ицыл – Тыелга. Всего около 38 км, правда до Тыелги из нас никто не ходил, потому была интрига.
Чтобы и этот маршрут сократить, решили кинуть авто в Печах, но приехав в деревню, решили попробовать оставить Боливара в Михеевке. Подходящая стояночка подвернулась сразу, хозяин починял свой примус, т.е. забор, и без лишних разговоров указал место, куда причалить. Температура воздуха – чуть за -10 °С, но стоять не велит. Гриша оказался готовее других, я вставлял выпрошенный накануне у Сезама темляк (-)(далее таким знаком буду отмечать недоработки, а (+) продумки), Сега клал на лыжи с недоснятым парафином мазь (-), Сезам переживал на счёт оставляемых в машине бананов, но у него свой путь, кто их астрофизиков поймёт. На Грише яркие жёлтые фонарики (бахилки), у меня недофонарики, т.к. не успел сделать (-), у Сеги на редкость хорошая, но не дешёвая конструкция из чехлов на ботинки Madschus (+), у Сезама бахил нет. Забегая вперёд, скажу, что бахилы от снега не пригодились, т.к. мимо нас, пока переодевались, промчались и снегоходы и квадрики, избавившие от тропёшки.
Стартуем в 11:23. Дорога знакомая, потому растягиваемся и встречаемся только в урочище 67-й квартал, где кучкуются внедорожники и квадрики. Для джипов видимо это была крайняя точка. Местами попадаются лужи из под разломанного колёсами льда. До снега крепкого мороза не было! Традиционный привал в начале подъёма на Крутой Ключ. Здесь выясняется, что у Серегиного большого рюкзака пряжка на поясе сломана и приходится вязать узел. Очень неудобно!(-) Как и сам большой рюкзак на такой вылазке (-), его легко набить ненужными вещами и широко расположенные лямки не дают полноценно работать палками. Здесь парни снова мажут лыжи перед подъёмом. У меня BiushkinWax + лыжи Россия позволяют не отвлекаться от чаепития. Начинаем подъём. Я ещё перед выходом снял ветровку и не пожалел. В гору становится жарко. На ходу не всегда удобно раздеваться-одеваться, желательно предусмотреть вариант быстрого облачения-разоблачения, значит рюкзак должен быть компактным, быстро скидываться-надеваться, открываться (у меня клапан рюкзака закрывается двухщелевыми пряжками, что неудобно, особенно на крепком морозе (-))! Пока поднимались, нас обогнал снегоход, на котором кроме водителя-мужика сидели ребёнок и женщина с ружьём. Там где участок вдоль склона закончился и нам предстояло чуть потоптать лыжню в гору, снегоход ушёл дальше по траверсу. Через некоторое время слышал выстрелы. Охотнички, блин! А вот на перевале хребта (там ещё раз встретились с квадриками, которые поднялись по другой дороге, но не через пасеки) видимо-не-видимо лосиных следов и лес такой, что лось или кто другой будут стоять в 20-30 метрах — не увидишь. На перевале не задерживаемся, и по вновь появившемуся следу снегохода падаем к Сухокаменке. Длинные прямые участки переходящие в серии виражей, рюкзаки, не дающие балансировать, перенапряг мышц ног в плуге делают падение в долину буквальным. Первым рыбкой в сугроб ныряет Сега Оводов. Остановиться сразу нет возможности, поэтому пролетаю ещё метров 100 и тоже погружаюсь в снег, только не головой вперёд. Скидываю рюкзак и подниимаюсь на помощь, но «дельфин» уже на ногах, хоть и пришлось повозиться (-) с пресловутой пряжкой на поясе. Здесь догоняет Сезам, который уж очень осторожен. Ветеран! И только Гриша-горнолыжник избежал падения. Продолжаем спуск и на речке останавливаемся на обед, состоящий из чая в термосах и домашних заготовок. Особенно хорошо идёт сало с хлебом — на морозе оно не кажется ледяным. У Гриши традиционный протеиновый батончик. В разгар трапезы подкатывает со спуска слегка помятый Серёга. Оказалось он ещё и с берёзой встретился. Удар пришёлся на руки и ухо, а рюкзак добавил мощности столкновению. Техника преднамеренного падения явно требует отработки.
Как не был бы приятен момент трапезы, но пора идти, а то начинаем замерзать. Здесь ещё проявился один недочёт. Мои двойные перчатки не так хороши, их нужно всякий раз застёгивать липучкой на запястьи, а Серёга настолько остыл за время обеда, что пришлось потом останавливаться и заставлять его крутить руками. Ему бы какие-нить варежки лыжные, мягкие и быстросъёмные, ладно хоть его ноги в чехлах не мёрзнут. В отличие от нас, Сухокаменка решила не замерзать, и кое-кто макнул лыжи в воду, что даже пришлось поскоблить лёд. Подъём на Урал полностью отогревает нас. Доходим до поворота на перевал Горелый, и вот он сюрприз! Вдоль хребта следа нет. Не тропить же несколько км, поворачиваем в гору. На подъёме новый сюрприз — из-за ноябрьского ледяного дождя или мокрого снега все кусты и небольшие берёзы согнулись дугой, причём, часть из них - поперёк лыжни. То и дело приходилось нагибаться под ветки и это продолжалось до самого подъёма на Ицыл. Столбовую дорогу, катанную-перекатаную, хоженную-перехоженную было не узнать. Казалось, что пробираемся нехоженными огородами. Квадрикам сюда дорога заказана,т.к. у них нет лобового стекла. Снегоходы конечно пройдут, но скорость, которую они так любят, уже не показать. В очередной раз пикнул Гармин305. Это он предупредил, что скоро поворот на гору. Специально я его не просил меня предупреждать, а только дома залил прошлогодний трек. Удобно!(+) А вот и поворот, а следа в гору то и нет. Тропить в гору, да ещё по этим согнутым кустам? Мы с Сезамом обратили внимание, что за 100 метров до поворота сверху на дорогу выбрался лыжный след. Мы ещё подумали, чт в туалет кто-то сходил. Это шанс! Возвращаемся и, невероятно петляя в густом лесу, продвигаемся в гору. Без навигатора я бы сильно сомневался в направлении, но Гармин чётко показывет, что скоро выйдем на прошлогоднюю траекторию - ещё одно неоспоримое качество прибора! Вышли. И только здесь обозначилось хоть какое-то подобие дорожного просвета. Поднимаемся, а сами думаем, кто протоптал лыжню? Если следовать логике и рисунку следов, люди спускались с горы, что не может не радовать. Ведь изба не резиновая. Вскоре лес стал более разреженным и перд нами обозначился крутяк. Сезам, как пионер, не экспериментируя долго, забирается лесенкой. Остальные, попробовав так и эдак, соглашаются на такой приём. Ох и неудобно карабкаться по такому снегу лесенкой. Темп передвижения сильно упал. На этом участке маршрута мы подвымотались и растянулись. Когда я зашёл в избу, Сезам уже переоделся и хозяйничал, а к Сеге Оводову ещё пришлось идти на подмогу. Изба пуста и ещё не остыла! Время — 17: 45. Итого, 6 ч 22 мин. и 23 км. Достаём бальзам, лимон и остатки обеда. Вот он, один из самых душевных моментов путешествия — отмечание чалки! Теперь всё пойдёт по маслу — дрова, печь, ужин, тигуанинь и разговоры, разговоры, разговоры...
Ещё по приходу в избу отмечаем, что на уличном термометре - 15 °С, в помещении +8 °С, а перед сном +19 °С. Места в избе человек на 6, если потесниться, то на 8. Дальше уже без комфорта. Правила посещения избы просты: дровяной НЗ не тратить, дрова рубить не ближе 200м от домика (разве что поваленное дерево можно рядом), мусор забирать с собой, а не сжигать в печи, и будет всем счастье.

Ах как спится утром зимним.... Просыпаемся в 10-м часу. Температура в избе +10 °С, что приемлемо. А вот снаружи -21 °С. Перед выходом долго копаемся: завтрак, рассветная фотосессия, я режу и фасую бутики (+), чтоб удобнее потом было употребить, заправляем термоса, мажем лыжи (Гриша поведал о утюжке на сухом горючем, под которым мазь лучше ложится). Выходим в 12:30. Наши предшественники облегчили нам задачу — лыжня есть, вот только куда она приведёт. Сегодня планшет на моей груди совсем не лишний (+), ведь предстоит идти по неизвестному маршруту в Тыелгу. Через 1 км или около того лыжня встаёт на снегоходный след - почему-то снегоход не дошёл до избы. На крутяке зачарованно останавливаемся.
Солнце ослепительно! Открылась перспектива. За крутяком по планам развилка: направо вдоль Урала на Сухокаменку, прямо на Тыелгу. Но направо так и нет ничего и мы под горочку катим прямо. Вот с бурана свернула лыжня, но мы не планировали продираться по узкой лыжне до самих Печей, потому предпочитаем буранку. Плато под названием Ицыльская Дубрава оказывается довольно плотным еловым лесом. И вот, наконец, ощутимый перегиб склона, и мы, набирая скорость, падаем с Малого Урала к притокам речки Тыелги. За одним из поворотов вижу лежащего в сугробе Гришу и снегоход, вставший прямо на склоне. Торможу падением. А тут оказывается целая пробка. Ниже стоит внедорожник и ещё снегоходы,что к чему, не понятно. Предупреждаем Сегу и Сезама, чтоб не врезались. Затор рассасывается. Интересуюсь у млодого водителя джипа, зачем они здесь. «Воздухом подышать»,- был ответ. Странные люди! Загнать автомобиль по самое нехочу, разбомбить лыжню (снегоходам по такой дороге тоже не сладко,а нам и подавно) и всё это из-за воздуха! Нет культуры общения с природой! Дикари, вооружённые техникой! Лёня Волков на днях тоже ругал таких «любителей» природы, особенно на квадриках. Не знаю, как в Миньяре они себя ведут, но на Таганайских просторах и на Уреньге разбивают дороги в кашу, забираются в заповедные места и нет на них управы. В общем, дальше дорога какое-то время была неудобной для перемещения, и только через пару-тройку км стала похожей на утрамбованный зимник для всех видов транспорта. За 1 ч 10 мин. Мы преодолели 9 км и стояли в 3 км от Тыелги. Здесь, к неудовольствию Серёги, восторжествовал дух авантюризма. Остальные участники экспедиции предпочли повернуть на юг и вдоль Таловских хребтов выйти в Михеевку. Дорога неизведанная, но время есть,и в термосах плещется чай. Если лыжней-дорог не будет, вернёмся в Тыелгу. Пошли.
Сначала по тракторной дороге, по которой читался буран. Значит есть шанс, что буран пойдет дальше покосов. На встречу попался трактор, вывозивший сено, а затем и сами покосы маркиза Кислухина с домиком и запрудой. Выбираемся с покосов в нужном нам направлении по квадриковой дороге. Иногда под ней читается всё тот же буран. Значит, сначала буран накатал дорогу, а затем по ней прошли эти 4-х колёсные монстры. Но делать нечего, не тропить же. Места в верховьях Таловки уже не таёжные, видно, что обжитые, но сейчас, кроме нашей дороги, ни чего не накатано. В какой-то момент снегоходка уходит круто влево и направляется на север. Мы по ней, но сразу становится ясно, что нам не попути, и мы возвращаемся на квадроциклетку. Сезам давно хочет остановить нас на обед, но чёткого представления о месте нахождения у нас нет: идем по какому-то берёзовому плато, дорога сильно петляет, встречаются следы кабана. Но вот наметился спуск, который открыл в итоге нашему взору Большой и Малый Таловские хребты. Теперь можно и пообедать, хотя скорее пополдничать. Солнце уже уходит за гору, поэтому делаем всё быстро и вперёд по долине, в последний рывок. Теперь по карте всё сходится, осталось около 6 км. Забегая вперёд, скажу, что неуверенность в предобеденной ходке возникла от того, что на берёзовом плато мы пересекли Бол. Таловку, сами того не заметив (это показал потом трек). Долина выглядит живописно, что появляется желание пройтись здесь летом. Дорога здесь совсем накатанная, участками прямая как просека. Ещё раз попытались уйти влево по бурану, на сей раз в Новотагилку, но карабкаться в перевал было подозрительно, потому благоразумно вернулись на прежнюю дорогу. Встретили очередных «проходимцев», теперь уже в образе двух Нив, преодолели пару подъёмов, ощутили спуск и, вот он — Михеевский кордон, а за ним и Михеевка!
Стоп машина! Вернее, Боливар — заведись, теперь твой выход. Недолгие переодевания, общение с Николаем, приютившим на сутки Боливара, и приятная дорога домой с чаем и сухофруктоорехами под волшебный тенор Андреа Бочелли. Аривидерчи...

Технические параметры вылазки:
1день. 6 ч 23 мин. - общее время, 23 км, 2 привала и обед;
2 день 4 ч 57 мин. - общее время, 29 км, 1 раз мазали лыжи, 1 привал, 1 обед.
Осталась куча еды (+ и -).

Unknown комментирует...

7 минусов против 5-ти плюсов

Есть над чем поработать.

Этот комментарий был удален автором.
Unknown комментирует...

Жалко, что уникальный памятник природы загаживают всякие ... на джипах, квадриках и т.п., так и не заметишь, как превратят Таганай в наш ПКиО

Завидую этим партизанам: сугробы, -21 °С + солнце, тёплая пустая избушка...

Damir комментирует...

https://picasaweb.google.com/DamirRahmankulov/201212_itsyl - ссылка на альбом, где есть карта с треком. Следующий вылаз не за горами. Готовим инвентарь