понедельник, 19 ноября 2012 г.

Как мы с Пашей избушку искали

Началась эта история 11 ноября, когда мы с семьей ездили поздравлять моего папу с юбилеем. Там же присутствовал мой дядя по маминой линии, охотник Сергей Григорьевич. Я вспомнил, что он как-то говорил про избушки на Уреньге за ретланслятором и спросил у него их координаты. К счастью координаты 2-х избушек оказались записаны у него в телефоне.
Сообщил радостную новость Паше Казакову, посмотрели координаты избушек, и поняли - это то, что мы искали! Стратегически важные объекты - это недостающие перевалочные пункты, для того чтобы бродить между Златоустом и Зюраткулем. Избушки располагались за третьей сопкой Уреньги, а дальняя изба вообще под вершиной хребта в 5-ти км. от Зюраткуля. В общем, глаза загорелись и мы стали собираться в поисковую экспедицию в ближайшие выходные 17-18 ноября.
Поначалу думали стартануть с трассы М-5 от Автоланча, но целую неделю валил снег и ближе к началу мероприятия было решено перенести место старта в Веселовку, а обратно уже попытаться выйти своим ходом в Златоуст. От места старта до первой избушки получалось расстояние 12,5 км. по дорогам, а до второй еще 8 км. Это внушало в нас оптимизм. Но мы еще не представляли, насколько наше представление разойдётся с реальностью.
С утра 17 ноября я сел на автобус и добрался по трассе м-5 до поворота на Златоуст, где меня подобрали Паша с Алексеем, который согласился нас забросить в Веселовку. Приключения начались уже по дороге в Веселовку. Дорога с трассы на Веселовку нечищеная, а снег валил всю неделю. Нет мы не застряли, просто через какое-то время возник пугающий металлический скрип. Подумали что под защиту что-то попало, а оказалось…
Защита, сделанная на чудесном российском заводе сработала как скребок у грейдера и подняла весь снег с дороги в подкапотное пространство!
При этом сама защита почти отвалилась и стала скрести по асфальтуJ
Хорошо, что все обошлось. 10 минут на очистку подкапотного пространства и снятие защиты и едем дальше.
Тут мы уже с Пашей задумались, что карма видать подпорчена.
В 11:45 мы добрались до Веселовки, встали на лыжи и вот тут началось. Думали, что сейчас встанем на какую нить лыжню или буранный след и топнем, да не тут то было. Дорога, которая летом проезжается на Ниве, УАЗике или Урале была никем езжена. И была в ужасном состоянии. Снизу были лужи и текли ручьи, а поверх лежало см. 30-50 пухлого свежего снега. Поначалу нас это не смутило и стали топтать, но через пару километров, когда мы уже перешли несколько огромных луж и пару ручьев наши лыжи стали похожи на большие сосульки, на которые потихоньку налипал снег. Остановились, попыталсь почиститься, получилось неважно. Плюнули на это дело и пошли дальше, благо дорога начала подниматься на перевал и количество воды под снегом потихоньку сокращалось.
За 2 часа пути до привала мы прошли около 7 км. На такую скорость мы никак не рассчитывали. Перекусили и стали дальше подниматься на перевал и тут увидели буранный след. который вырулил на нашу дорогу. Сколько было счастья! Но таким же сильным было разочарование, когда через 100 метров он свернул с дороги не в нашу сторону (но мы к ней еще вернемся). А дальше топчем и топчем и топчем. На перевале снега уже до 60-80 см. и сил уходило очень много, скорость еще упала, хотя, казалось бы, уже некуда. Иногда, кажется, что просто топчешься на месте. И вот, ура, перевал и дорога начинает идти под спуск. Но спуск остается спуском, а ты топчешь и топчешь лыжню по колено с негу. Оставшиеся после перекуса 5,5 км. мы шли еще 2 часа!!! Сил уже нет никаких.
И вот он большой ориентир – поляна на склоне. Начинаем заходить на избушку. Навигатор показывает, что от дороги до избы 300 метром сначала по поляне, а потом в дремучий лес. Идем по поляне, заходим в лес, снимаем лыжи и начинаем искать. Первый радиус не дал результата, вернулись к лыжам и пошли на второй заход. И я ее нашел!!! Но не знаю, как описать эмоции, которые у меня возникли. Зову Пашу, он подходит, и мы вместе стоим и испытываем эмоции, которые сложно описать. Изба сломана, подпилена и разломана и точно также подпилен и разломан стол с крышей рядом с избой. Мне дядя рассказывал, что некоторые охотники ломают или жгут чужие избы. Вроде как для того, чтобы не охотились на их территории. Но нам этих людей было этого вообще не понять.

Ближайшие точки, где можно было гарантированно заночевать с комфортом, находились в 12 км. и мы прикинули, что если там дороги в таком же состоянии, то это как минимум те же 4 часа хода, если бы были запасы сил. Но мы так вымотались в этих сугробах, что сил и желания куда-то идти уже не было вообще. Решили остаться на ночлежку здесь и потратить 2 часа светлого времени на благоустройство жилища, на не топтание сугробов. Благо, дров тут навалом. А жилье решили соорудить из того, что осталось от избушки и навеса над уличным столом. Благо топор и пилу мы с собой принесли.
Развели костер. Начали строить: срубили дерево, прибили его как перекладину между елок. Разгребли снег, нарубили лапника, застелили им лежанку. А стены шалаша соорудили из того, что осталось от навеса, полиэтилена, отодранного от крыши избы, палок, лапника и сверху это все укрыли тентом, который Паша прихватил с собой. Обсыпали для теплоты все стены снегом. Дверью в наше жилище были старая куртка Swix и дверь, оторванная от избы. Бунгало получилось тесноватым, но на большее мы не рассчитывали. В общем, обустроились.
Как-то вечером Паша сказал: «Не нравится мне Уреньга дальше ретранслятора. Не везет мне здесь. Летом воду тут ходил искал – не нашел. Сейчас избушку искал, тоже не нашел!»
Поужинали, потупили у костра и залезли в наше сооружение спать.
Через какое то время рядом с нашим домом что-то зашевелилось, а потом захлопало. Мы насторожились. Моя версия была, что это взмахи крыльев птицы: глухарь, тетерев, сова... Паша подумал, что это лось, так губами шлепает. Но вылезти мы не решились, уснули.
Выспался я на редкость хорошо. Все-таки видимо сказывается свежий воздух. Совсем не замерз, хотя опасения были – ночью было 13-15 градусов. В 7 часов встали, вылезли из «палатки». Хотели найти следы того, кто нас вечером потревожил, но следов не нашли. Видимо все-таки была птичка. Стали готовить завтрак. По плану хотели, как только начнет светать в районе 9 часов. В итоге выдвинулись в 9:45.
Маршрут решили прокладывать походу, как пойдет. Если пойдем хорошо, то повернем на «буранку», которую вчера видели. На крайний случай вызывать кого-нибудь в Веселовку. Поднялись на дорогу, надели лыжи и пошли по лыжне, которую вчера натоптали. Наши ожидания подтвердились. Идти по вчерашней лыжне оказалось легче, несмотря на то, что всю ночь валил снег. Причем, валил хорошо: местами от вчерашней лыжни глубиной 30 см ни осталось никаких следов – она была переметена в ровный снежный покров. Но под снегом нога не проваливалась и мы шли быстрее и даже смогли катиться, когда перевалили хребет! За час с небольшим мы дошли до буранного следа, т.е. почти в 2 раза быстрее, чем вчера тоже расстояние. Повернули на «буранку», т.к. она по Пашиным предположениям должна куда-то в сторону Златоуста выходить. Мне эти предположения, казались небезосновательными, и мы двинули по ней сначала вдоль хребта, а потом второй раз за день стали переваливать уже на западный склон. Проехали километра полтора под спуск и увидели след подходящий справа, т.е. в нашем направлении, в район Третьей сопки и свернули на него. Дальше включили навигатор и ориентировались между свежими наезженными тропами от снегоходов. Нашим контрольным пунктом была Дьячковка (изба под второй сопкой). К ней мы вышли через три с половиной часа после старта нашего вояжа уже прилично подуставшие. Зашли в избу она оказалась не натопленной – значит, тут никто не ночевал. Затопили печку, перекусили, поностальгировали и через 25 минут уже побежали дальше. От избушки была протоптана лыжня по стандартному маршруту, которую за ночь хорошо припорошило. Видимо, кто-то был здесь вчера, но ночевать не остался. Но наличие хоть какого-то следа вселяло в нас оптимизм – хоть здесь не топтать. Стали подниматься на перевал УЖЕ ТРЕТИЙ РАЗ ЗА ДЕНЬ! На перевале очень красиво. Мы ходили здесь пешком две недели назад, снега было сантиметров 10. А сейчас 60-80 см. в лесу и до 1 метра на полянах.

Менее 2 часов пути и мы, наконец-то, посещаем первое теплое место за последние 30 часов. Избушка под первой сопкой Уреньги натоплена, как всегда в выходные, там тусуется народ. Здесь еще раз перекусываем и настраиваемся на первую нормальную лыжню в сезоне. И вот она – лыжня. Последние 9 км. пути «пролетаем» за 1:20. После утомительного топтания снега скорость кажется просто колоссальной. Переодеваемся. У «Автоланча» нас подбирает все тот же Алексей, за что ему огромное спасибо. Спускаемся в город. Паша говорит, что в следующий раз он в лес пойдет только на Новый год – хватило: «теперь всю неделю на диване с пельменями в обнимку». За второй день мы прошли больше 30 км. примерно за 6-7 часов хода.
Еще по итогу нашего путешествия я понял, что весь зверь на Уреньге как раз под третьей и за третьей сопкой на юг. Там истоптано все лосями, зайцами, возможно волками, кабанами (я не следопыт). С утра шли по дороге и следы лосиные свежие то по дороге то поперек, заячьи следы. А когда перешли дорогу с ретранслятора на Казаны в сторону Златоуста там только заячьи следы и на много реже встречаются.
Дальше автовокзал, билетов нет, места есть, добрый водитель, 2 часа, Челябинск.
Вот такой уикенд – воспоминаний на всю жизнь! Спасибо Паше за душевную компанию, опыт и навигацию – с такими людьми нигде не пропадешь. Спасибо Алексею за нашу логистику.